Дворцовые сооружения середины XVIII века
О дворцовом строительстве периода
С середины 1730-х годов началось постепенное возрождение города. Этому способствовало возвращение в Петербург из Москвы императорского двора вскоре после восшествия на престол Анны Иоанновны, родной племянницы ПетраI, вдовствующей герцогини Курляндской. Строительство города вступило в новую фазу. Столица во многом росла стихийно, всё более распространяясь к югу от Большой Невы. Центром города постепенно становилась Адмиралтейская сторона. Катастрофические пожары 1736 и 1737 годов побудили власти немедленно заняться упорядочением системы застройки столицы.
В 1737 году была учреждена Комиссия о Санкт-Петербургском строении, архитектурную часть которой возглавил П.М.Еропкин. Комиссия разработала генеральный план столицы, закрепивший планировочные и композиционные идеи регулярной архитектуры. Согласно этому плану центр окончательно переносился на Адмиралтейскую сторону. Были намечены направления трёх главных городских магистралей - трёх лучей, расходившихся от башни Адмиралтейства. Весь центральный район предписывалось застраивать только каменными зданиями.
Укрепление позиций абсолютизма, усиление влияния в стране дворянского сословия не замедлили сказаться на характере городской застройки. Преобладающим архитектурным типом здания на несколько десятилетий становится дворец-усадьба в столице или её пригороде. Возводившиеся в тот период сооружения до сих пор поражают неподдельным величием, пространственным размахом, пышностью наружного и внутреннего убранства. Дворцовая архитектура являлась наглядным воплощением идеи политического и военного могущества Российской Империи, своеобразным символом её растущего международного авторитета. На смену периоду раннего барокко приходит эпоха высокого барокко.
Середина XVIII века ознаменовалась строительством в Петербурге нескольких крупных дворцовых усадеб. Как правило, это были здания, имевшие в плане Н-образный или П-образный корпус с парадным двором, который обычно выходил на главную улицу. Плоские пилястры и лопатки на фасадах уступили место колоннам, которые не играли конструктивной роли, а служили, прежде всего, украшением фасадов. Наряднее стало убранство помещений, отличавшееся высокой художественностью отделки.
Дворцы первой трети XVIII века