НА ГЛАВНУЮ

Дворцовое строительство первой трети XVIII века
Летний дворец
Меншиковский дворец
Дворцовые сооружения середины XVIII века
Аничков дворец
Шереметевский дворец
Строгановский дворец
Шуваловский дворец
Зимний дворец
Дворцовые комплексы периода классицизма
Малый Эрмитаж
Мраморный дворец
Дворец Разумовского
Юсуповский дворец
Таврический дворец
Михайловский дворец
Дворцовое строительство второй половины XIX - начала XX века
Мариинский дворец
Николаевский дворец

 

 

 

в начало

Мраморный дворец

Мраморный дворец

ДВОРЦОВЫЕ КОМЛЕКСЫ ПЕРИОДА КЛАССИЦИЗМА

(ул. Халтурина, 5/1)

Мраморный дворец является первым в Петербурге зданием, фасады которого облицованы естественным камнем. Из различных сортов мрамора выполнена отделка не только наружных стен дворца, но и некоторых парадных покоев. Восхищенные современники назвали дворец "Мраморным".

Строительство дворца

Архитектором дворца был Антонио Ринальди. Торжественная закладка состоялась 10 октября 1769 года. Так как при строительстве использовались огромные плиты мрамора и гранита, то большинство материалов доставлялось по Неве. Материалы начали завозить уже в 1768 году. Кирпичные стены и своды здания были возведены в 1769 году. Первичная

обработка камня велась в течение 1770-1774 годов. В 1774 году началась окончательная отделка стен мрамором и гранитом. Одновременно с этим начались отделочные работы во дворце. В 1780 году строительные работы, требующие крупных поставок камня, были завершены. В 1781 году началось сооружение Служебного дома. Служебный дом представлял собой двухэтажное каменное строение, расположенное в восточной части участка. В нём располагались каретники, конюшни, манеж и сенные склады. На втором этаже были квартиры прислуги. После 1780 года во дворце начались отделочные работы двух верхних этажей. В 1785 году работы были полностью завершены.

Дворец

Рассматривая планы здания XVIII века, нельзя не отметить совершенно необычное объемно-пространственное решение Мраморного дворца. В планировочную структуру дворца Ринальди заложил как бы две функции: дворец представлял собой городской дом, включенный в существующую застройку, и одновременно — дворянскую загородную усадьбу XVIII века.

Обе функция четко прослеживаются в формировании парадной (восточной) и служебной (западной) частей здания. П-образные в плане восточные корпуса главной части дворца формировали парадный двор с цветниками и каменной оградой, отделявшей господский дом от Служебного.

В тоже время западная часть дворца, предназначавшаяся, в основном, для хозяйственных нужд и личных покоев, имела такой же план, как и парадная, но она была закрыта от зрителя лицевыми фасадами корпусов, расположенных по Миллионной улице, Дворцовой набережной и Бестужеву (ныне Мраморному) переулку. Сплошной линией южном, западном и северном фасадов дворец органично включен в городскую застройку как ее составляющее, но со стороны парадного двора, образованном двумя выступами и главным восточным корпусом, — это дворянская усадьба XVIII века с парадным двором, садом и оградой. Монументальный цоколь дворца красного гранита завершался двумя верхними этажами, где стены светло-серого камня членили розово-красные пилястром и колонны коринфского ордера, капители и базы которых были вырезаны из белого уральского мрамора. Столь же изощренный колорит присутствует и в других каменных деталях, оформляющих наличники, фриз и простенки.

Архитектурное решение трех лицевых фасадов Мраморного дворца, безусловно, восходит к ренессансной традиции, но каменная полихромная отделка архитектурных элементов тяготеет к стилю барокко. Высокие полукруглые циркульные прорези окон, украшенные мраморными резными композициями барочного рисунка, и прелестная фигурная башенка для часов на аттике главного восточного корпуса придают необходимую пышность парадному фасаду дворца. В соответствии с поэтажными планами 1785 года в первом этаже дворца размещались службы, кухни, хозяйственные отделения и церковь, в бельэтаже - парадные помещения, а на третьем этаже — жилые покои. Планировочная структура Мраморного дворца совершенно не укладывалась в каноны господствовавших архитектурных стилей ХVIII века. Здесь нет центробежной уравновешенности барочных анфилад, где в центре — большой зал с распластанными по сторонам разновысотными комнатами, как бы нанизанными на одну ось прорезями дверных проемов. Не прослеживаются в планировке Мраморного дворца и классицистические принципы с четко обозначенным композиционным центром парадного вестибюля и главной лестницы, замыкающих на себя анфилады комнат, распределенных по горизонталям фасадов и строю уравновешенных по осям и объемам. В основу плана Мраморного дворца заложен принцип рококо, где каждая группа помещении определенного назначения выделялась и существовала, как бы замкнуто; связь между ними осуществлялась посредством маленьких проходных залов, коридоров и лестниц. Чтобы обозначить границу между различного назначения покоями, расположенными по одной анфиладе, архитектор резко менял планы и объемы интерьеров. Планировка отдельных дворцовых помещений также отличалась большим разнообразием. Сложный план основного объема здания обусловил неправильные прямоугольники большинства покоев. В круглых и овальных объемах размещались маленькие проходные залы и служебные винтовые лестницы.

Из общей пространственной композиции здания выделялся правильный характер размещения Парадной лестницы дворца. Парадная лестница, расположенная строго в средней части главного корпуса, не являлась центром архитектурной композиции дворца. Она лишь исполняла свою основную функцию: соединяла этажи здания и вводила посредством служебных помещений и переходов в различные его части. Особенность архитектурного решения Парадной лестницы Мраморного дома в ее художественной отделке. Применив здесь в качестве основного декоративного средства натуральный и искусственный мрамор, Ринальди как бы продолжил свою каменную симфонию, начало которой столь блестяще исполнил на фасадах здания. Некоторая декоративная сдержанность в оформлении главной дворцовой лестницы, вероятно, исхо­дила из желания Екатерины II придать парадным покоям мужественный и строгий облик, иносказательно указав на принадлежность его хозяина к сильной половине рода человеческого. В четырех стенных нишах “до среднего этажа” располагались статуи из белого мрамора, представляющие первая — утро, вторая — день, третья — вечер, а четвертая — ночь, иносказательно символизирующие детство, юность, зрелость, старость. На площадке от среднего этажа и вверх в двух нишах стояли скульптурные композиции, олицетворявшие осеннее и весеннее равноденствие. Языком аллегории, столь естественным для искусства XVHI века, говорит тематика художественного убранства многих интерьеров дворца. На Парадной лестнице система символов прославляла твердость духа, верность делу, воинскую доблесть на жизненном пути его владельца. Это выражалось не только в каменном убранстве интерьера и скульптурных композициях, но и в гипсовых рельефах десюдепортов, где одноглавый орел с ветвями лавра в клюве и военные атрибуты олицетворяли славу и военные подвиги Григория Орлова.

Используются технологии uCoz