Мариинский дворец
(Исаакиевская пл., 6)
ДВОРЦОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА
Строительство дворца
С момента основания Петербурга владения вблизи воды считались самыми престижными. Неслучайно лучшие дома города находились у воды. Не стал исключением и Мариинский дворец. Этот дворец император Николай I построил для своей дочери Марии в качестве подарка к её свадьбе с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Максимилиан был сыном Евгения де Богарне, который, в свою очередь, был пасынком Наполеона. Свадьба состоялась 5 декабря 1838 года состоялось официальное венчание. После свадьбы князю П.М. Волконскому, министру двора и уделов, было приказано выделять ежегодно 700 000 рублей, предоставить ей единовременно капитал в 2,4 млн. рублей, а также полностью оборудованный дворец в Петербурге со штатом. Ещё Максимилиану предоставляли в личное пользование 100000 рублей.
В качестве места для дворца было выбрано место напротив Исаакиевского собора, на берегу Екатерининского канала. До этого там находился дом Чернышёва. Император пожелал возвести для дочери не просто дворец, который отличался бы от прочих резиденций грандиозность и величием. Этому дворцу надлежало стать эталоном комфорта того времени. От строителей требовались современные инженерно-технические решения, композиционно-планировочные новшества, применение современных строительных материалов, обеспечивавших долговечность здания и удешевлявших строительные работы. Дворец планировали построить в стили эклектика, основанном на смешение разных стилей.
Первоначально проект поручили Росси, но он был уже довольно стар, и поэтому проект передали А.И. Штакеншнейдору. Расположив здание между двумя улицами на участке скошенной трапеции, Штакеншнейдер удачно вписал его формировавшийся в те годы архитектурный ансамбль, центром которого должен был стать Исаакиевский собор. Для этого в 1842-1844 годах велись работы по расширению Синего моста, в результате чего его ширина стала равняться 97,3 метров. План дворца непривычно асимметричен: его правое крыло длиной в 22 метра не только короче левого в 52 метра, но и расположено под тупым углом к главному фасаду. Строительство дворца велось необычно быстро, особенно по сравнению с Исаакиевским собором.
Планировка дворца
Оформление фасадов дворца
Главный фасад создан в соответствии с принципами классицизма: центр и края выделены ризалитами (небольшими выступами здания), первый этаж обработан рустом, второй и третий объединены колоннами и пилястрами коринфского ордера. Необходимость применить в отделке фасада классический стиль объясняется необходимостью учитывать облик всей площади. Например, при отделке фасада применён крепкий песчаник. Особо следили за пожарной безопасностью здания. Так перекрытия сделаны из стали, и как писали тогда в газетах “дворец, кроме паркетов, был из камня и металла”.
Ещё одной проблемой было создание комфортного проживания во дворце. Поэтому
все служебные и нежилые помещения были ориентированы на проезжую часть, а жилые
покои заняли внутреннюю часть, удалённую от шума и пыли. Но это не повлияло
на их освещённость благодаря внутренним световым дворикам и обширному саду по
южному фасаду. Особого внимания заслуживает построенный в стороне от парадных
залов, в правом крыле здания, Пандус (пологий подъём без ступеней), связывающий
все три этажа. Но это не повлияло на петербургскую строительную моду, т.к. пандус
был построен для облегчения передвижения Марии Николаевны, страдавшей от болезни
ног. Отделка интерьеров дворца завершилась к исходу 1844 года и ему было присвоено
название «Мариинский». Ещё одним удивительным фактом является то, что дворец
был на один день открыт для публики.