НА ГЛАВНУЮ

Дворцовое строительство первой трети XVIII века
Летний дворец
Меншиковский дворец
Дворцовые сооружения середины XVIII века
Аничков дворец
Шереметевский дворец
Строгановский дворец
Шуваловский дворец
Зимний дворец
Дворцовые комплексы периода классицизма
Малый Эрмитаж
Мраморный дворец
Дворец Разумовского
Юсуповский дворец
Таврический дворец
Михайловский дворец
Дворцовое строительство второй половины XIX - начала XX века
Мариинский дворец
Николаевский дворец

Вместе с тем в планировке здания проявились черты зодчества первой четверти XVIII века. Так, в отличие от нижнего этажа дворца, отведенного под служебные помещения, второй этаж представлял собой целую систему парадных покоев. Они образовывали две анфилады, из которых одна располагалась вдоль главного фасада здания, другая - вдоль садового фасада. Парадные апартаменты первоначально были отделаны в соответствии с замыслом архитектора Ф.С.Аргунова. Позднее они неоднократно перестраивались. В разные годы авторами проектов оформления интерьеров выступали архитекторы И.Е.Старов, Дж.Кваренги, А.Н.Воронихин. В одном из боковых крыльев, примыкавших к центральному корпусу, размещалась дворцовая церковь. Ее стены покрывали художественные росписи, украшали прекрасные лепка и резьба.

Хозяева и гости усадьбы

По своему характеру и композиционному замыслу дворец, обращенный главным фасадом к реке и названный "Фонтанным домом", является типичным усадебным сооружением середины XVIII века. Это выразилось в определенной пышности убранства фасадов здания, представленного и лепными головками, и львиными масками в капителях, и лучковыми сандриками, образующими волнообразную линию над окнами.

Тогда же на другом берегу Фонтанки, чуть ниже по течению, поднялась усадьба графа П.Б.Шереметева. Еще в начале 1740-х годов здесь был сооружен каменный одноэтажный дом. В 1750-1755 годах архитектор С.И.Чевакинский надстроил здание, сделав его двухэтажным и более нарядным. Центральную часть фасада он подчеркнул шестью коринфскими пилястрами, оперев на них аттиковый полуэтаж, завершенный лучковым фронтоном. Боковые части фасада также оформлены пилястрами, но увенчаны треугольными фронтонами.

Строительство дворца

Шереметевский дворец

Шереметевский дворец

ДВОРЦОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА

(наб. р. Фонтанки, 34)

 

 

Значительные изменения в отделку помещений дворца внес в 1837-1840 годах архитектор И. Д. Корсики. Ему принадлежит и красивая чугунная ограда, установленная перед зданием на набережной.

Планировка и оформление фасадов дворца

В комплекс усадьбы с самого начала входил регулярный сад, простиравшийся до Литейной перспективы. В нем находились Грот, павильон Эрмитаж, Китайская беседка и нарядные ворота, сооруженные Аргуновым. В "Фонтанном доме" жила талантливая актриса конца XVIII века - бывшая крепостная П.И.Ковалева-Жемчугова, ставшая женой графа Н.П.Шереметева. Во дворце и саду бывали В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.И.Глинка, М.А.Балакирев, А.Н.Серов, О.А.Кипренский и многие другие поэты, композиторы и художники. В начале XX столетия Грот и садовые ворота на Литейном проспекте были сломаны. Их место заняли доходные дома с магазинами.

В 1918 году последний владелец С. Д. Шереметев передал здание со всеми художественными коллекциями советским властям. Спустя всего несколько лет устроенный в нем музей был ликвидирован, церковь разорена и уничтожена. Длительное время здание поочередно занимали различные учреждения и научные институты. Пять лет назад оно было передано Государственному музею театрального и музыкального искусства.

В южном дворовом флигеле Шереметевского дворца в 1924-1941 и 1944-1952 годах жила поэтесса А. А. Ахматова. Здесь ею было написано множество стихотворений, подготовлено несколько литературоведческих статей. В 1989 году в бывших комнатах Ахматовой открыт мемориальный музей.

в начало

 

Используются технологии uCoz