НА ГЛАВНУЮ

Дворцовое строительство первой трети XVIII века
Летний дворец
Меншиковский дворец
Дворцовые сооружения середины XVIII века
Аничков дворец
Шереметевский дворец
Строгановский дворец
Шуваловский дворец
Зимний дворец
Дворцовые комплексы периода классицизма
Малый Эрмитаж
Мраморный дворец
Дворец Разумовского
Юсуповский дворец
Таврический дворец
Михайловский дворец
Дворцовое строительство второй половины XIX - начала XX века
Мариинский дворец
Николаевский дворец

 

 

 

в начало

Николаевский дворец

Николаевский дворец

ДВОРЦОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

(пл. Труда, 4)

Дворец

Николаевский дворец был оснащен водопроводом, канализацией, телеграфной связью с Генштабом. Отопительная система, хорошо продуманная, состояла из 70 каминов, 15 пневматических, множества красочных русских и голландских (изразцовых) печей. Над 92 трубами возвышались громоотводы, заземленные в саду. За обширным садом следили садовники из Знаменки. В центре сада стоял круглый ледник в виде грота из красного финляндского гранита, и он уцелел. Уцелел и бывший пятиэтажный корпус для прислуги.

Оформление фасадов дворца

Ни один великокняжеский дворец не строился так долго, как Николаевский дворец, - почти 10 лет. В конце 1851 года объявили конкурс на лучший проект резиденции 20-летнего Николая Николаевича. По заказу Дворцового ведомства архитектор Штакеншнейдер разработал проекты двух дворцов для великих князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича. По проекту дворцы были совмещены и располагались в квартале между Галерной улицей и Конногвардейского бульвара на месте морских казарм. По велению императора устройство железных стропил и балок было поручено архитекторам Брюллову, Тону и Желязевичу. Последний прославился возведением торговой галереи “Пассаж” и Николаевского (Московского) вокзала.

Участок под резиденцию отвели на благовещенской площади. В то время она начала динамично развиваться и даже превратилась в оживлённый и даже нарядный район города. Главный район площади стала церковь Благовещения постройки архитектора Тона. 21 мая 1853 года состоялась торжественная закладка резиденции. План Штакеншнейдера предусматривал строительство дворца, манежа, конюшен и флигеля для прислуги общей площадью в 2 гектара. Но с началом Крымской войны строительство прервалось. Оно возобновилось лишь в 1856 году, когда из Департамента Уделов на строительство дворца выделили более трёх миллионов рублей. В декабре 1861 года состоялась церемония открытия дворца и его освещения.

Участок под резиденцию отвели на благовещенской площади. В то время она начала динамично развиваться и даже превратилась в оживлённый и даже нарядный район города. Главный район площади стала церковь Благовещения постройки архитектора Тона. 21 мая 1853 года состоялась торжественная закладка резиденции. План Штакеншнейдера предусматривал строительство дворца, манежа, конюшен и флигеля для прислуги общей площадью в 2 гектара. Но с началом Крымской войны строительство прервалось. Оно возобновилось лишь в 1856 году, когда из Департамента Уделов на строительство дворца выделили более трёх миллионов рублей. В декабре 1861 года состоялась церемония открытия дворца и его освещения.

Дворец, прямоугольный в плане, имеет два ризалита на главном и три на садовом фасадах. Все его помещения располагаются вокруг двух световых дворов. Главный фасад, выходящий на Благовещенскую площадь (пл. Труда), выполнен в архитектурной манере раннего классицизма. Дворец ограждён ажурной решёткой на высоком гранитном цоколе. В те годы сада с деревьями и цветниками не было и хорошо был виден центр фонтана – портик с колоннами из сердобольского гранита и пандусом. Здание по проекту поставлено фасадом не по красной линии, а отодвинуто внутрь участка. Такая планировка обеспечивала обзор со стороны сравнительно небольшой площади, где архитектурной доминантой была церковь Благовещения. В отличии от Мариинского дворца, каждый этаж резиденции Николая Николаевича выделен карнизом. Невысокий цокольный этаж с пилястрами ионического ордера обработан рустом. Над окнами помещены барельефы в прямоугольных рамах, а под окнами – массивные консоли. Бельэтаж выделен как парадный, с высоким ренессансными окнами с множеством маленьких чугунных балкончиков. В центре фасада расположен выход на балкон с изящной чугунной решёткой, украшенной золочёнными вензелями владельцев Н и А и двуглавыми орлами. Бельэтаж разбит полуколоннами и пилястрами коринфского ордена. Третий этаж самый высокий. Он завершался широкой лентой двойного карниза над пилястрами ионического ордера. В восточной части дворца, в среднем ризалите со стороны сада, располагались церковь с золотой главкой.

Используются технологии uCoz